Со 2 сентября Центр работает ежедневно с 10:00 до 18:30

Главная » Наши публикации » Лето: один на один с гиперактивным ребенком

Лето: один на один с гиперактивным ребенком

Наступило долгожданное лето – время беззаботности и совместного семейного отдыха. Если на протяжении учебного года половина нагрузки по обучению и воспитанию детей отдана учителям, то во время летних каникул вся тяжесть воспитания ложится на плечи родителей, которые, между прочим, тоже заслужили отдых. 

Итак, вы остались один на один с ребенком, которого во время учебы учителя и школьные психологи называли гиперактивным и расторможенным. Вам было обидно слышать такие слова в адрес любимого чада. И действительно, родителям свойственно приуменьшать масштаб проблем или принимать их за особые способности: «Он у меня лидер», «Он способен к многозадачности, поэтому делает несколько дел одновременно», «Он просто очень активный и подвижный»… Подобное мнение нередко поддерживают статьи в популярных изданиях, убеждающие родителей, что любые проблемы ребенка – признак его особой одаренности.

Но вот проходят две недели плотного общения с ребенком, и Вы готовы рвать на себе волосы и сдать любимого, но невозможного ребенка куда угодно: бабушке на дачу, в летний лагерь или еще куда «с глаз долой». Вы понимаете, что лидер организует, а не создает хаос, что многозадачность предполагает, что хотя бы одно дело доведено до конца, а выкрики в классе или компании взрослых – не проявление ума, а неумение соблюдать дистанцию и жить «по правилам». Именно это, наряду с крайней расторможенностью, и можно отнести к основным проявлениям СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности).

По каким же признакам Вы можете понять, что у ребенка реально существует проблема? Давайте попробуем разобраться.  Если Ваш ребенок,

  1. Сначала делает или говорит, а потом думает;
  2. Не хочет решать поставленную Вами задачу, всячески отлынивая от нее, без конца лихорадочно «смываясь» в сторону занятий, интересных ему самому (Заметьте – над ними он может сидеть часами);
  3. Не умеет играть в группе детей, подчиняясь общим правилам, пытаясь   установить другие, свои, бесконечно обижаясь на то, что его правила не принимаются компанией;
  4. Все время оказывается именно там, где быть ему запрещено или опасно;
  5. Во время экскурсий и Вашего общения со взрослыми он не вовремя встревает в разговоры и «умничает» некстати

 

- то, скорее всего, ребенку в школе уже присвоено звание «гиперактивный».   И, как следствие, учителя говорят о его невнимательности, рассеянности и неусидчивости. Гиперактивный ребенок не умеет подчиняться правилам, не умеет ждать. Как правило, он не задумывается о своем поведении и искренне удивляется тем последствиям, к которым оно приводит. Неспособность усваивать и выполнять правила ведет к дисциплинарным проступкам.  Даже осознавая неправильность своих действий, их вред для других, он не может исправить осуждаемую манеру поведения, так как его импульсивность сильнее возможностей самоконтроля, что часто имеет серьезные социальные последствия. Пресс давления общественного мнения нередко приводит к изоляции ребенка, нарушениям его социализации. Особенно опасно для личностного и эмоционального благополучия ребенка, если родительское отношение к нему начинает определяться порицающими и обвиняющими отзывами окружающих. 

Как же справиться со всеми этими неприятностями? С одной стороны, если выпустить на свободу «энергию» гиперактивного ребенка, то можно нажить массу проблем себе и ему. С другой стороны, гораздо проще эту его энергию организовать и направить в нужное русло, что, вдобавок, позволит отдохнуть всей семье, а позже  и ему самому поможет успешнее начать учебный год. 

  1. Обеспечьте ребенку полноценное лето: плавание, велосипед, игра в мяч.  При любой возможности пусть бегает босиком – по траве, по камушкам, по песку: в ступнях находятся точки, активация которых положительно влияет на стабильность умственной активности. Важно также сбалансированное питание и режим дня. Проводите как можно больше активного времени на воздухе.

  2. Уберите подальше смартфоны и планшеты: длительный дисбаланс сенсорной и моторной активности, постоянно сменяющиеся мигающие картинки вызывают, при наличии определенных биологических предпосылок, нарушение внимания и общее психомоторное возбуждение.

  3. Будьте последовательны в совместном соблюдении правил отдыха и распорядка дня. Проявляйте гибкость и упорство – пусть правил будет сначала немного – главное, чтобы он их выполнял.

  4. Постепенно вводите в распорядок дня  новые правила. На их выполнение и усвоение гиперактивному ребенку требуется больше времени, чем любому другому. Будьте готовы к этому и терпите. Напоминайте деликатно о последовательности действий. Например: «Сейчас мы обедали, значит, что ты должен сделать?» (убрать посуду со стола).

  5. Держите свои эмоции в ровном состоянии, избегайте окриков: «нельзя», «перестань», «прекрати». Лучше введите «стоп-сигнал», например, такой: «если я кладу тебе руку на левое плечо – это значит – остановись, подумай, ты что-то делаешь не так». Этот жест не унизит ребенка прилюдно, даст успокоиться и подумать, что он делает неправильно. Заодно он выучит, где право, а где лево. Ведь у него с этим неважно, не так ли?

  6. Предлагайте ребенку не более одного занятия, к следующему он может приступить, закончив первое: например, после рисования сначала убрать альбом и карандаши, а потом бежать гулять. Вообще, старайтесь чередовать умственные виды деятельности с движением.

  7. Ограничивайте число товарищей по играм. Постарайтесь сначала организовать деятельность маленькой компании, а потом «отпустить на свободу». Но, отпустив в свободные игры, наблюдайте за выполнением  правил – будь то игра, плавание или езда на велосипеде.

  8. Предотвращайте взрывы лихорадочной активности ребенка, не допускайте чрезмерности ни в одном занятии: ни в беготне, ни в чтении, ни в игре в «Лего».

  9. Выслушивайте рассказы ребенка внимательно, спокойно поправляя речь и пытаясь понять их суть – неумение изложить мысль, даже самую интересную, свойственна детям с СДВГ.

  10. Обеспечьте благоприятную атмосферу в семье (согласие, адекватная реакция на поведение ребенка, порядок в доме, время, специально отведенное для общения с ним).

 

Сложно? Трудно? Я вас уверяю: гораздо легче, чем кричать на ребенка все лето, одергивать его и клеймить позором его поступки. Да еще и конфликтовать со второй половиной: «Я запрещаю, ты разрешаешь… Ты с ним носишься, а я бы дал по шее….». Испорченное лето.  

Будьте заодно, будьте последовательны, тверды и веселы одновременно – и результат не заставит себя ждать! 

И если вы, дорогие родители, сегодня последуете моим нехитрым советам, то уверена: когда ваш ребенок приступит к следующему этапу своего обучения, вы скажете мне спасибо.

Соболева А.Е.
кандидат психологических наук
руководитель НицДН им. А.Р. Лурия

фото автора
Материал подготовилДиректор Центра детской нейропсихологии
Соболева Александра Евгеньевна Кандидат психологических наук, филолог, специальный психолог Место работы: м. «Новые Черемушки»
Смотрите также

Мы работаем на результат!