Наступило долгожданное лето – время беззаботности и совместного семейного отдыха. Если на протяжении учебного года половина нагрузки по обучению и воспитанию детей отдана учителям, то во время летних каникул вся тяжесть воспитания ложится на плечи родителей, которые, между прочим, тоже заслужили отдых.
Итак, вы остались один на один с ребенком, которого во время учебы учителя и школьные психологи называли гиперактивным и расторможенным. Вам было обидно слышать такие слова в адрес любимого чада. И действительно, родителям свойственно приуменьшать масштаб проблем или принимать их за особые способности: «Он у меня лидер», «Он способен к многозадачности, поэтому делает несколько дел одновременно», «Он просто очень активный и подвижный»… Подобное мнение нередко поддерживают статьи в популярных изданиях, убеждающие родителей, что любые проблемы ребенка – признак его особой одаренности.
Но вот проходят две недели плотного общения с ребенком, и Вы готовы рвать на себе волосы и сдать любимого, но невозможного ребенка куда угодно: бабушке на дачу, в летний лагерь или еще куда «с глаз долой». Вы понимаете, что лидер организует, а не создает хаос, что многозадачность предполагает, что хотя бы одно дело доведено до конца, а выкрики в классе или компании взрослых – не проявление ума, а неумение соблюдать дистанцию и жить «по правилам». Именно это, наряду с крайней расторможенностью, и можно отнести к основным проявлениям СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности).
По каким же признакам Вы можете понять, что у ребенка реально существует проблема? Давайте попробуем разобраться. Если Ваш ребенок,
- то, скорее всего, ребенку в школе уже присвоено звание «гиперактивный». И, как следствие, учителя говорят о его невнимательности, рассеянности и неусидчивости. Гиперактивный ребенок не умеет подчиняться правилам, не умеет ждать. Как правило, он не задумывается о своем поведении и искренне удивляется тем последствиям, к которым оно приводит. Неспособность усваивать и выполнять правила ведет к дисциплинарным проступкам. Даже осознавая неправильность своих действий, их вред для других, он не может исправить осуждаемую манеру поведения, так как его импульсивность сильнее возможностей самоконтроля, что часто имеет серьезные социальные последствия. Пресс давления общественного мнения нередко приводит к изоляции ребенка, нарушениям его социализации. Особенно опасно для личностного и эмоционального благополучия ребенка, если родительское отношение к нему начинает определяться порицающими и обвиняющими отзывами окружающих.
Как же справиться со всеми этими неприятностями? С одной стороны, если выпустить на свободу «энергию» гиперактивного ребенка, то можно нажить массу проблем себе и ему. С другой стороны, гораздо проще эту его энергию организовать и направить в нужное русло, что, вдобавок, позволит отдохнуть всей семье, а позже и ему самому поможет успешнее начать учебный год.
Сложно? Трудно? Я вас уверяю: гораздо легче, чем кричать на ребенка все лето, одергивать его и клеймить позором его поступки. Да еще и конфликтовать со второй половиной: «Я запрещаю, ты разрешаешь… Ты с ним носишься, а я бы дал по шее….». Испорченное лето.
Будьте заодно, будьте последовательны, тверды и веселы одновременно – и результат не заставит себя ждать!
И если вы, дорогие родители, сегодня последуете моим нехитрым советам, то уверена: когда ваш ребенок приступит к следующему этапу своего обучения, вы скажете мне спасибо.
Соболева А.Е.
кандидат психологических наук
руководитель НицДН им. А.Р. Лурия
Мы работаем на результат!