Со 2 сентября Центр работает ежедневно с 10:00 до 18:30

Главная » Наши публикации » Исправление почерка у школьников

Исправление почерка у школьников

Вашего ребенка ругают за неразборчивый почерк? Буквы упрямо скачут со строчки на строчку, постоянно путаются, несмотря на регулярные занятия и монотонную работу в прописях? Прежде чем ругать школьника, разберитесь в причинах его проблемы. Плохой почерк — не всегда следствие небрежности или лени ученика. В основе могут лежать особенности психических процессов, недостаточная сформированность высших психических функций. Их можно скорректировать особыми упражнениями, а зачастую необходимо прибегнуть к помощи нейропсихолога.

Почему важно исправить почерк?

В детском возрасте мало кому удается идеально выводить буквы. Нередко ребенок приносит тетрадь, где красным цветом подчеркнуты буквенные соединения, слова. За неразборчивые закорючки часто снижают оценки, даже если ошибок нет. Это приводит к тому, что у ребенка пропадает мотивация учиться, ведь его усилия, знания не оцениваются по достоинству. Со временем проблема только усугубляется. Объемы текстов постоянно растут, в классе ученик не успевает за темпом диктовки, ему приходится чаще других отдыхать. Результат — недописанные диктанты и контрольные, плохие оценки. Так, даже самый смышленый и способный школьник может превратиться в двоечника.

В начальной школе постановка письма только зарождается. По мере развития и совершенствования мелкой и крупной моторики буквы должны получаться все более красивыми, ровными. Но если почерк у детей среднего или старшего возраста остается корявым и неаккуратным, это может свидетельствовать о психологических проблемах. Например, указывать на плохие отношения со сверстниками, родителями или даже быть следствием дисграфии. В таком случае исправление почерка у школьника будет одним из шагов на пути к восстановлению ментального здоровья, становлению ребенка как личности.

Причины плохого почерка

Спутанные буквы, неправильные соединения, неразборчивое написание — не всегда эстетическая проблема или отражение неуспеваемости школьника.

Повлиять на становление почерка могут такие факторы, как:

  • Неправильно обустроенное рабочее место — недостаточное освещение, неудобный стул, слишком высокий или низкий стол. Как следствие — нарушается осанка, страдает почерк.
  • Неправильное расположение тетради на письменном столе, отсутствие наклона, неправильный выбор авторучки и т. д.
  • Недостаточность развития у школьника мелкой моторики рук.

В некоторых случаях причиной некрасивого почерка может быть дисграфия — нарушение работы головного мозга, а именно — недостаточная сформированность высших психических функций. Но это состояние хорошо поддается коррекции, пусть и не так быстро, как того хотелось бы.

Виды дисграфии

Что такое дисграфия? Это специфическое нарушение способности писать, которое не связано с интеллектуальными способностями человека и не является признаком умственной отсталости. Принято выделять три вида дисграфии — моторную, оптическую, акустическую.

Моторная

При моторной дисграфии человек испытывает трудности при выполнении акта движения, поэтому рука быстро устает.

Частые ошибки:

  • замена букв на схожие по написанию;
  • постоянные исправления;
  • повторение элементов слов — слогов, букв, соединений;
  • неровные и дрожащие линии;
  • неверное написание букв, их пропуск.

Оптическая

В этом случае человек не способен разграничивать графемы, поэтому у него возникают трудности со зрительным формированием слов.

Частые ошибки:

  • написание слов в обратном порядке (справа налево, встречается у левшей);
  • пропуски отдельных элементов букв или добавление лишних;
  • ошибочное написание: вместо «в» — «д», вместо «л» — «и» и т.д.

Акустическая

Данное расстройство письма связано с несовершенным фонематическим восприятием. При этом произношение звуков не страдает и остается в пределах нормы.

Частые ошибки:

  • перестановка слогов;
  • недописывание элементов слова;
  • замена букв;
  • неверное определение шипящих, парных и т.д.

Исправить почерк у детей с диграфией без помощи специалиста невозможно. После диагностики специалист-нейропсихолог выявит причину трудностей, составит коррекционную программу. Если потребуется, он порекомендует обратиться к сторонним специалистам для лечебного массажа или поддерживающей медикаментозной терапии.

Как улучшить почерк?

Рекомендации по улучшению детского почерка зависят от возраста. В начальной школе еще рано говорить о дисграфии. Начать нужно с самых простых шагов — найти причину, мешающую писать нормально, и устранить ее.

Что нужно сделать:

  • Посмотрите, как сидит школьник, какое расстояние от глаз до письменных принадлежностей, соответствует ли высота мебели росту ребенка.
  • Проверьте ручку, которой пишет ребенок, на предмет удобства. Дети выбирают канцелярию по внешнему виду, не задумываясь о комфорте.
  • Посмотрите, как расположена тетрадь на столе: сохраняется ли нужный наклон, хорошо ли в ней пропечатаны линии.
  • Проследите за тем, как школьник держит ручку: правильный ли у него захват, подходит ли толщина, не слишком ли ручка тяжелая.

Как только вы убедитесь, что детское место организовано правильно, можно приступать к работе над качеством, скоростью письма. Классический вариант постановки — прописи. Существуют обучающие материалы для детей разных возрастов и даже для левшей. Не торопите и не критикуйте ребенка, психологи рекомендуют применять «метод пряника». На постановку может уйти несколько месяцев или даже год. Все зависит от частоты занятий, усидчивости школьника. Главное, что вы сформируете базовые навыки, которые никогда не забудутся, а будут с годами только совершенствоваться.

Упражнения, тренировки на постановку почерка

Любое занятие, направленное на постановку руки и подготовку к письму, нужно начинать с пальчиковой гимнастики, которую делают в младших классах школы. Разомните кисти, сделайте сжимающие и разжимающие движения пальцами, растяните кисти наружу и внутрь. Чтобы добиться стойкого результата, заниматься нужно регулярно. Рекомендуется уделять письму до одного часа в день.

1. Раскраски

Сделать первые шаги навстречу хорошему почерку помогут раскраски. Они развивают моторику, мышцы кисти, учат удерживать пальчиками предмет, регулировать силу нажатия. Используйте для раскрашивания карандаши, фломастеры, краски, мелки.

2. Штриховка

Задача ребенка — провести ровные линии внутри рисунка так, чтобы они не вышли за контур. Штрихи могут иметь разную направленность, быть ровными, наклонными, волнистыми, пунктирными. При выполнении простейшего задания ребенок получает базовые навыки, которые необходимы для обучения письму, исправления почерка.

3. Срисовка

Сначала можно использовать копировальную бумагу. Ребенку нужно будет перевести уже существующий рисунок на альбомный лист. В дальнейшем можно усложнить задачу. Например, попросить повторить изображение самостоятельно.

4. Вырезание

Для занятий лучше брать ножницы с закругленными краями, чтобы обезопасить ребенка. Предложите маленькому школьнику начать с самых простых фигур — треугольника, квадрата, прямоугольника, круга. Постепенно усложняйте задачу, переходите к аппликациям, давая на пальчики большую нагрузку.

5. Рисунок по клеткам

Повторяя рисунок, изображенный на обычном тетрадном листе в клетку, школьник тренирует пространственное восприятие, внимание, старается аккуратно вести линии, вовремя переходить на новый уровень, делать ровные углы.

Для тренировки хорошего почерка не обойтись без прописей. Подбирайте уровень сложности, соответствующий возрасту школьника. Начинайте с обычных линий, постепенно переходите к узорам, усложняйте задания, следите за наклоном, направлением элементов.

Советы и рекомендации для родителей

Первая и самая важная рекомендация для родителей — перед глазами школьника должен постоянно находиться пример красивого письма, за который его похвалили. Это будет мотивировать ученика к новым достижениям.

Что рекомендуют психологи:

  1. Не гонитесь за быстрыми результатами. Все мы были детьми и помним, как сложно отказаться от увлекательной игры, прогулки с друзьями и сесть за занятия.
  2. Не заставляйте писать сразу слишком много. Из-за чрезмерной нагрузки у маленького школьника могут появиться боль в кисти, ощущение скованности. Если не хотите, чтобы только при одном взгляде на прописи или тетрадь в голове у ребенка возникали негативные ассоциации, выработайте комфортный график занятий.
  3. Пусть ваш школьник сам выберет в отделе канцелярии ручку, тетради, материалы для творчества. Будьте рядом, чтобы скорректировать его выбор, объяснить, на что нужно обращать внимание.
  4. Дайте понять ребенку, что вы пытаетесь ему помочь, не стыдитесь его почерка. Психологическая составляющая в данном вопросе играет важную роль.

Есть один нестандартный совет, который неожиданно дает хорошие результаты — купите чернила и перо. Писать пером достаточно сложно, тем более ребенку, который усердно работает над исправлением почерка. Чтобы что-нибудь написать пером, не оставляя кляксы или царапины на бумаге, нужно найти нужный наклон, нажим, выработать правильное положение руки. Во время увлекательных занятий каллиграфией ребенок может почувствовать себя Гарри Поттером, мысленно переместиться в Хогвардс. Если занятия, приложенные усилия не приносят ожидаемого эффекта, рекомендуем обратиться к детскому психологу, чтобы исключить возможные нарушения.

фото автора
Материал подготовил
Бартенева Дарья Андреевна нейропсихолог, клинический психолог Место работы: м. «ЦСКА»
Смотрите также

Мы работаем на результат!