Автор: Емельянова Екатерина Николаевна
07.03.2019
Основное направление работы нашего Центра – коррекция нарушений обучения и поведения школьников. Причины их неуспешности различны: это и несформированность необходимых для процесса обучения функций головного мозга, и особенности его строения, с которыми связаны особенности восприятия ими учебного материала, и педагогическая запущенность... Ни один из них – поверьте! – не хочет быть двоечником, и за внешней бравадой часто скрывается чувствующий свою несостоятельность, а оттого неуверенный в себе и несчастный человечек. Среди таких учеников иногда попадается тип двоечников, который интересен особенно. При нейропсихологической диагностике обнаруживается, что их интеллект и все виды памяти выше нормы. Однако все эти качества не мешают им быть крайне несобранными и получать плохие оценки. Это левши. Учителя отмечают: в классах их становится все больше и больше. Что же это за дети?
Очень часто это маленькие грязнули и лентяи. Их неважная успеваемость, часто трактующаяся преподавателями как умственная несостоятельность, объясняется факторами психологическими и педагогическими: они столь чувствительны, что ни на что не способны в состоянии душевного дискомфорта, и у них так организован мозг, что они по-другому воспринимают учебный материал. Учителей они приводят то в восхищение, то в недоумение тем, что умеют нестандартно ответить на заданные им простые вопросы. Они крайне медлительны, и "тянут" показатели всего класса назад, когда дело касается техники чтения или скорости решения задач. Они рассеянны и несобранны, неграмотно пишут, но часто получают положительные оценки за устные ответы, особенно по тем предметам, где преподаватель - личность творческая и сумел увлечь... Учителя отзываются о них так: "Он способный, но крайне несобранный; отсутствует на уроке... На математике спрашиваю: "Вова, о чем думаешь?", а он: "Как самолет построить!"". В их тетрадях, в комнате и мыслях постоянный беспорядок. На любой призыв к упорядоченности они реагируют безразлично. Спросите у родителей: а легко ли им ежедневно собирать в школу ребенка, который, натягивая брючки, пространно рассуждает, что его двигающаяся по штанине нога "создает иллюзию акулы", и, не натянув их до конца, задумывается о тайнах подводного мира. Когда они "уходят" в свой внутренний мир, то не слышат обращенного к ним вопроса, чем тоже раздражают и учителей, и родителей.
Родители не знают, что делать со страхами таких детей - а бояться те могут чего угодно. В основном, ими же придуманного. Иногда они обманывают, но цель их вранья не поддается логике и не преследует личных интересов.
Мир детей-левшей так причудлив и многообразен, что его не так просто разгадать. Но не создается ли у вас впечатление, что общение с этим ребенком, обучение этого ребенка возможно только на эмоциях, только на уважении и понимании его особенностей, только на желании найти, раскопать и увеличить его оригинальные возможности? Да, конечно. Они очень чувствительны, эти дети. Без положительного подкрепления они вянут. Почему же они такие?
Казалось бы, организация мозговой деятельности у левшей должна быть такая же, как у правшей, но в зеркальном отражении. Но это совсем не так! Левша устроен и развивается совершенно по другим законам. Без экскурса в строение мозга трудно описать особенности развития ребенка-левши. Попробуем это сделать в очень упрощенном виде.
У правшей правое и левое полушария мозга имеют собственные функции и находятся в постоянном взаимодействии, Информация извне поступает сначала в правое полушарие, где узнается, "получает образ", а затем уже - в левое, где он конкретизируется и называется. Правое полушарие у правшей преимущественно отвечает за оценку пространственных отношений, за воображение, целостное восприятие, оценку ритмов и одновременное за восприятие нескольких стимулов. Левое полушарие "специализируется" на оценке временных отношений, словесных выражениях, числах, аналитическом восприятии, на последовательном восприятии, абстрактном и обобщенном мышлении. Правое мозговое полушарие сопряжено, в основном, с чувствительной сферой, а левое сопряжено с двигательной и речевой. Правое полушарие отвечает за работу левой половины тела, а левое - за работу правой половины тела. У большинства людей доминирует "логическое", левое полушарие, а организующую роль играют энергетические, подкорковые структуры. Внутри полушарий компоненты психических функций тоже достаточно четко локализованы. Мы знаем, например, что за пространственные представления и пространственную организацию психических функций отвечает теменная зона левого и правого полушария, а за понимание обращенной речи - височная область левого полушария.
У левши оба полушария, как правило, более автономны по своей работе, межполушарные взаимодействия формируются гораздо позже, чем у правши. В повседневной жизни это проявляется так: ребенок часто не слышит обращенного к нему вопроса, часто не может объяснить смысла обращенной к нему речи. Часто "левшонок" делает неправильные выводы из прочитанного рассказа или трактует нестандартно жизненную ситуацию.
Локализация функций носит более "размытый" характер. Функции не имеют точного распределения ни по полушариям, ни внутри полушария и формируются только при хорошо сбалансированном воспитании ребенка или в ходе специальных занятий. Если ребенок-левша не получает должного воспитания и развития, по своей мозговой организации он остается "вечным ребенком". Может быть, отсюда нестандартные поступки, наивные суждения, жизненная неприспособленность некоторых левшей? Плюс ко всему, у левши доминирует правое, образное, полушарие. Отсюда богатое воображение, фантазии и страхи.
У левшей гораздо позже, чем у правшей, формируется фонематический слух, а любой недостаток речи устной, естественно, отражается на речи письменной. Родители в большинстве случаев не замечают недостатков своего ребенка-левши, потому что фантазии, сложные высказывания и нестандартные фразы ребенка принимают за проявления гениальности. Левша действительно часто талантлив. Но только хорошо воспитанный и организованный левша.
Саша, 8 лет. Жалобы родителей на отсутствие интереса к учебе, несобранность, лживость. Родители приводят пример: его устный рассказ о посещении Зоологического музея:
"...Там мамонтиха такая большая. Ее откопали в ледниковый период. И мамонтенок. Мама мертвая, а он живой. Он заживо заморозился у нее в животике. А теперь разморозился и ожил". Мама, твердо знающая, что этого не может быть спрашивает: "И где же он там живет?" "В вольере специальном. Там за ним женщина ухаживает, кандидат наук". "Чем же он питается?" - задает не менее каверзный вопрос папа. "Раньше ничего не ел", - не сбиваясь, продолжает Сашик, - "У них же там своя пища была. Но сейчас к яблокам начали приучать..." "Сашик, не ври, - говорит умный папа, - этого не может быть, потому что не может быть никогда". Сашик рыдает, и страдания его безмерны. Сквозь всхлипы слышна фраза, заставившая дрогнуть недоверчивые души родителей: "Он мне хобот протягивал!"
"И он нас так убедил, что мы в музей звонили, а там все чуть со смеху не умерли", - говорит мама.
Света, 10 лет. Жалобы родителей на абсолютную безграмотность, рассеянность, слезы и переживания из-за пустяков, страхи.
Отрывок из сочинения на свободную тему, заданного в школе: "Жила-была пуговка, их было четыре сестры на одной рубашке, а когда она оторвалась, ее пришили назад почему-то черными нитками. Она обиделась, и решила оторваться навсегда. Она повертелась, покрутилась на тоненькой ножке, ниточка перетерлась, пуговка упала и потерялась... Сначала он закатилась в темную щель пола, и испугалась, что не выберется никогда, а потом, когда это ей удалось, она вытерла слезы и пошла путешествовать по свету ..." Далее описаны приключения Пуговки в водопроводном люке, на куртке пожарника и прочее. Ну чем не Андерсен? Оценка учителя: "5" - за содержание, и "2" - за грамотность, что вполне справедливо - ошибок в нем не счесть... ( 3 класс)
Степа, 12 лет. Жалобы мамы на отсутствие интереса к учебе, многочисленные ошибки на письме, неудовлетворительные оценки, возбудимость, конфликтность, неудовлетворительное поведение в школе.
Степа рассказывает: "Я знаю, вы поймете. Только постарайтесь увидеть так, как я видел... Я видел Васильевскую войну. Знаете такую войну? Не знаете? Значит, я во сне видел... Я стою на горе - только увидьте, как я: свинцовое, серое такое небо и гора, и я на ней, а рядом - другая, а на них - дома такие ярко-белые с красными крышами, и мне говорит кто-то: "Полетим на ту гору, там все слышно". Мы встали на горе и слышим приглушенно "бу-бух, бу-бух", а вокруг туман, и ничего не видно, только я знаю - это идет Васильевская война..."
Костя, 10 лет. Жалобы бабушки: плохие оценки по математике и русскому языку из-за грязи и невнимательности, рассеянность, повышенная впечатлительность, отсутствие друзей. Бабушка передает его рассказ: "Я никому не нужен, я совсем один. Лучше бы я был тетрадкой, пусть бы на мне писали, а потом порвали бы и выбросили, чем я всегда один..."
Мама Андрея Надеждина, известного московского художника, рассказывает: "Десятилетку он окончил с горем пополам. Мы с мужем подняли все знакомства, чтобы "запихнуть" его в институт. Поучился месяц - выгнали. Через год повторяем пробу, определяем в другой институт. А весной предстает на пороге передо мной дитятко мое с бритым затылком и говорит сокрушенно: "Уж лучше в армию, мама, чем такая жизнь..." Построил старшина новобранцев и начал спрашивать: "Умеешь водить машину - шофером будешь, умеешь на трубе играть - музыкантом будешь". А Андрею и ответить нечего. "Ничего, говорит, не умею". А старшина спрашивает: "А родители кто?" - "Художники, товарищ старшина!" - "Художником будешь!". Начал Андрюша в армии рисовать - нельзя же приказ не выполнить, и во вкус вошел. А когда из армии пришел, уже и в Строгановку поступил, и серьезно заниматься начал".
Я стою на выставке и смотрю на его картины. Их основная тема - Человек и Вселенная. Огромный - то ярко-синий, то дымчато-коричневый - мир, и маленький человек, песчинка Космоса, старающийся найти в нем свое место. У меня захватывает дух. Так бывает, когда смотришь в звездное небо и пытаешься осознать его бесконечность... Думаю: как страшно, если бы все не сложилось для него так удачно... И работал бы он где-нибудь на производстве, и у него все плохо бы получалось, потому что такие, как он, люди не приспособлены к механическому труду...
Человеку даны два мира: мир реальный, тот, в котором он живет, и мир внутренний, отражающий существующую действительность. Детям-левшам внутренний мир дан в большей степени, чем другим. Они воспринимают реальный мир в большем объеме и пытаются подстроить его под внутренний, идеальный мир. Зачастую они и сами не знают, откуда что берется - и от этого их фантазии и высказывания кажутся столь необычными, от этого их страхи столь отчетливы.
Возможности внутреннего мира поистине безграничны. По сравнению с ним реалии настоящего кажутся детям недостойными внимания. Всего того, что отрывает их от мира собственных ощущений: беспорядка в комнате, ошибки в тетради, - они просто не замечают... Но образы из их мира рано или поздно при благоприятной обстановке переносятся в реальную действительность в виде художественных, музыкальных и литературных произведений, которые как бы приоткрывают перед нами дверь в мир внутренний, давая возможность почувствовать его завораживающую глубину.
Вместо послесловия. "Это все, конечно, очень интересно, - скажете вы, прочитав этот параграф . Предположим, некоторые мои ученики, как мне кажется, очень похожи на описанных выше детей, - особенно двойками в дневнике, беспорядком в вещах и грязью в тетрадях. И что же делать? У меня в классе их тридцать и надо, чтобы они усваивали школьную программу. Если я стану ждать, пока не проявятся в нем необыкновенные способности, он просто школу не закончит с его оценками..."
Еще раз хочу подчеркнуть, что ребенок-левша нуждается в индивидуальном подходе. Поэтому, хоть и предложенные ниже задания можно частично применить в классе, в основном, они рассчитаны на дополнительную работу родителей или психолога.
Маша: Он серого цвета.
Коля: У него есть хобот.
Петя: Он очень большой.
Маша: У него толстая морщинистая кожа.
Коля: У него маленькие глазки.
Петя: Ноги у него похожи на столбы.
Маша: Он живет в Африке. И так далее.
Проигрывает тот, кто не может назвать следующего предложения. Далее ведущий дополняет и исправляет сведения детей и предлагает одному из них дать описание животного полностью. Задание на дом: записать историю и нарисовать животное.
Мы работаем на результат!