Автор: Миронова Екатерина Владимировна
01.04.2021
У детей дошкольного возраста наиболее активно формируются личные качества, отношение к учебе, навыки логического и пространственного мышления. Они быстро усваивают информацию запоминая ее. Обращать внимание развитие ребенка нужно в раннем возрасте. Даже в младших группах детского сада малыш производит минимальные математические действия. Он считает игрушки, когда убирает их в ящик, вилки и ложки, когда помогает накрывать на стол, знает сколько детей ходит в его группу. Постепенно воспитатели приучают малышей сидеть за столом. Выполнять простейшие счетные действия на палочках, а также дают понятия «больше-меньше», «выше-ниже», «дальше-ближе».
Если малыш не посещает детский сад или качество с количеством развивающих занятий оставляют желать лучшего, можно записаться на общеразвивающие уроки. Там младших-старших дошкольников готовят к начальной школе, при этом уделяя внимание формированию элементарных математических представлений. Подготовка с опытными преподавателями к школьной программе поможет приобрести базовые математические знания.
Но не все родители могут водить малыша на дополнительные занятия. Родители, дедушки с бабушками могут заниматься с ребенком. Но чтобы занятия были максимально полезными, нужно получить консультацию у педагога-психолога.
Маленькие дети еще не готовы к целенаправленному получению знаний. Они не имеют мотивации и физиологической готовности к долгой интеллектуальной работе. Основная деятельность для дошкольников – это игра, поэтому формирование и развитие способностей должно проходить в игровой форме. Методики обучения предлагают много игр, позволяющих освоить устный счет, выучить цифры. Они помогают научиться складывать, вычитать, познакомиться с геометрическими фигурами.
Нельзя заставлять дошкольника выполнять задания, которые ему неинтересны. Если интерес отсутствует, значит, задание не соответствует возрасту, уровню развития или личным особенностям ребенка. Возможно, он устал, его что-то беспокоит. Нужно предложить другую задачу или сменить вид деятельности, выявить и устранить причину дискомфорта (желание перекусить или поиграть с друзьями).
Подготовка к начальной школе предполагает обучение с использованием дидактических материалов и частую смену видов деятельности. Часть занятия малыш решает интересные математические задачи, потом играет в активные игры, где тоже нужно применять навыки счета, выбирать геометрические фигуры или цифры. Ребенок лепит, рисует, делает поделки.
Следует предлагать различные задания, которые развивают навыки счета и творческие способности, умение логически мыслить и анализировать, самостоятельно делать выводы.
Важно, чтобы дошкольник как можно больше говорил, комментировал свои действия и ход решения задач. Это способствует лучшему запоминанию информации, развивает мышление с речью, учит четко выражать свои мысли.
Обучение и формирование мышления детей требует терпения, знания детской психологии, возрастных особенностей. Младшие дошкольники могут концентрировать внимание при решении задачи на 10-15 минут. Попытки заставить или уговорить малыша еще немного потренироваться писать цифры или порисовать приведут к появлению негативного отношения к занятиям.
Старшие дошкольники избирательны в выборе игр. Если задание для них слишком сложное или слишком простое – оно не вызовет интереса. Смена видов деятельности и разнообразие задач нужны для того, чтобы увлечь игрой.
В любом возрасте могут возникнуть сложности с пониманием и запоминанием материала. Чтобы точно установить причины трудностей в изучении основ математики, найти способы их преодоления, нужна консультация нейропсихолога или педагога-дефектолога.
Если в семье есть двое или трое детей разного возраста, можно заниматься с каждым отдельно, а можно собрать их вместе. Но дошкольный возраст – это период, когда происходит быстрое физиологическое и интеллектуальное развитие. Даже разница в один год может быть очень заметной. Поэтому перед началом занятий полезны консультации по развитию у нейропсихолога. Он подскажет как правильно организовать учебный процесс в игровой форме. Проконсультирует, как сделать так, чтобы дошкольникам было интересно заниматься. Тогда младшие не будут чувствовать себя «глупыми» рядом с развитыми старшими, не потеряют интереса к учебе. Некоторые задания должны быть индивидуальными. Также нужны совместные игры. Для совместных занятий по подготовке к школе важно, чтобы совпадал психотип. Иногда полезнее проводить раздельное обучение.
Формирование логического или пространственного мышления требует эмоциональной вовлеченности ребенка в процесс обучения. Ему должно быть интересно – только тогда он будет осмысливать информацию и творчески подходить к выполнению заданий.
Если малыш не хочет заниматься, отложите обучение на какое-то время. Если это повторяется регулярно или дошкольник теряет интерес к занятиям через 5-10 минут, нужна консультация нейропсихолога или психолога. Эти проблемы могут возникать из-за педагогических ошибок взрослых и трудностей, которые испытывает ребенок (быстрая утомляемость, сложности с концентрацией внимания, гиперактивность). Устранить эти недостатки поможет нейропсихологическая коррекция.
Развитие математических способностей перед начальной школой будет эффективным, доставит детям удовольствие и поможет привить любовь к учебе, если соблюдать следующие правила:
Родителям, которые планируют начинать знакомить детей с увлекательным миром математики, будет полезна консультация по развитию математических способностей. Специалист подберет методику с учетом возраста, уровня развития и образования. Расскажет родителям, на что особенно важно обращать внимание в обучении.
Мы работаем на результат!